Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №38"

Адрес: Город: Нижний Новгород Район: Московский ул. Ягодная, д. 4

Телефоны: +7 (831) 469-91-63

Советы старшего воспитателя

Главная » Родителям » Советы старшего воспитателя

Советы:

 СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

Подготовка к школе

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы:

  • Как тебя зовут? 
  • Сколько тебе лет? 
  • Как зовут твоих родителей? 
  • Где они работают и кем? 
  • Как называется город, в котором ты живёшь? 
  • Какая река протекает в нашем городе? 
  • Назови свой домашний адрес. 
  • Есть ли у тебя сестра, брат? 
  • Сколько ей (ему) лет? 
  • На сколько она (он) младше (старше) тебя? 
  • Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние? 
  • В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают? 
  • Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну? 
  • Сколько времён года ты знаешь? 
  • Сколько месяцев в году и как они называются? 
  • Где правая (левая) рука? 
  • Прочти стихотворение. 

Знания математики: 

  • счёт до 10 (20) и обратно;
  • сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше);
  • решение задач на сложение и вычитание.

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

  • Хочешь ли ты пойти в школу? 
  • Зачем нужно ходить в школу? 
  • Чем ты будешь заниматься в школе? 
  • Что такое уроки? Чем на них занимаются? 
  • Как нужно вести себя на уроках в школе? 
  • Что такое домашнее задание? 
  • Зачем нужно выполнять домашнее задание? 
  • Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы? 

Адаптация детей раннего возраста

Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, как помочь взрослым в адаптационный период, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами, а еще больше тех, кто поведет своего ребенка в первый раз в детский сад. Многие взрослые сами не понимают значение слова «Адаптация».

Адаптация - от лат. adaptare – приспособлять, обозначает приспособление или социальный вид взаимодействия личности с  социальной средой или приспособление организма к условиям существования или привыкания к ним. Исходя из этого обозначения - надо помочь маленькому человеку приспособиться к среде и к нам, взрослым. Как это осуществить?

Взрослые гораздо хуже адаптируются в окружающей среде, чем дети. Поэтому одна из главных задач состоит и в оказании помощи  адаптированного периода взрослым. Особенно молодым, которые все знают и ничего не выполняют. А ведь взрослые, как никто другой, создают обстановку тревожности, страха и боязни. Они очень болезненно расстаются с малышом. Не доверительно   относятся к педагогам. Здесь на помощь могут прийти и сердобольные бабушки, которые любя своих внуков, очень часто идут в   защиту. Не отдавай в детский сад ребенка, его будут ругать, обижать и т. д.

Этим самым они создают неблагоприятную атмосферу для своего чада. В этом направлении, в нашем дошкольном учреждении  проводятся: беседы, консультации, тренинги и для педагогов, и для родителей «Мамина школа», практические мероприятия. Приглашаем на досуги, игры. Знакомим с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием, воспитателями и  специалистами, которые будут работать с вашим ребенком.

Готов ли ребенок к посещению детского сада?

Используя в работе анкеты, зарисовки:

  • Возраст вашего ребенка?
  • Состояние здоровья
  • Уровень развития  
  • С кем общается дома, на прогулке
  • Умеет ли играть с игрушками один?  
  • В какое время спит, ест, играет и т. д.

Из бесед, порою, становиться понятно, что ребенок и родитель не готовы к посещению нового места. И им самим надо помочь в этом.

Очень важно, чтобы первым помошником был самый близкий человек для ребенка - мама, папа, бабушка.

Коллективом специалистов, педагогов разработаны для родителей вопросы, на которые при беседе предлагаем ответить:

  • Вы готовы отдать ребенка в ясли?
  • Созрели ли родители для этого?
  • Обсуди ли вы на семейном совете все нюансы:
    • Кто его будет забирать?
    • Готовы ли вы вместе с ребенком выполнять режим детского сада?
    • Решили ли вопрос полного рабочего дня в первые дни привыкания ребенка?
    • Посетили ли специалистов в детском саду?
    • Подготовили ли необходимые вещи для малыша?
    • Познакомились ли с воспитателями поближе? 

Советы для родителей.

  • Расскажите и покажите ребенку детский сад, в который будет ходить ваш ребенок.
  • Погуляйте с ним на площадке или в группе и ребенок почувствует себя увереннее и спокойнее. Ведь детей всегда пугает неизвестность, как и взрослых.
  • Этим самым расширяется круг общения с незнакомыми людьми.
  • Дома говорите только положительно о взрослых, называя по имени и отчеству
  • Набраться терпения взрослым, говорить ласково и с любовью смотреть в глаза ребенку.  
  • Приучать к самостоятельности: пить из чашки, пользоваться ложкой, горшком.
  • Уходить от вредных привычек (соска, памперсы).

Вопросов у родителей в такой теплой и уютной обстановке всегда очень много.

Например:

  • Что ребенок должен уметь, придя в ясли?
  • Можно ли продолжать пользоваться памперсами, пить из бутылочки? Когда надо отнять ребенка от груди?
  • Сколько детей в группе?
  • Какое образование имеет педагог?
  • Какой режим в детском саду?
  • Кто кормит ребенка и одевает?
  • Сколько раз гуляют?
  • Какая пища в рационе дня?
  • Занимаются ли с ним?
  • Много ли игрушек в группе?
  • Как приучить правильно к горшку?
  • Как часто надо хвалить ребенка? И многие другие …

Хотелось бы сказать несколько слов о трудностях, которые испытывают не только родители, но и воспитатели в первые дни адаптации. Педагог должен быть всегда на высоте:

  • Добрым, чутким и терпеливым к детям, ласковым и добрым. Ведь воспитатель в этой группе актер. Надо во время песню спеть и сказку рассказать, пожалеть и приласкать.
  • Отзывчивым и внимательным к просьбам родителей, особенно, в первые дни адаптации. Особое внимание обратить и на сон ребенка в первые дни. Ведь сон - это важно и мы относимся к нему серьезно. Если ребенок плохо спит, засыпает, часто пробуждается - значит, будет раздражительным в течение дня. 
  • Чем меньше ласки, заботы и тепла будет получать малыш, тем медленнее будет он созревать. Давайте станем для малышек первыми помощниками и поможем им приспособиться к новой социальной среде.

Когда родителям целесообразно приводить ребенка в дошкольное образовательное учреждение

Первый год жизни ребенок проводит под защитой матери. Задача первого года – освоиться, адаптироваться в новом мире, где он неожиданно оказывается после долгого пребывания в маминой уютном животике, внутри которого все его потребности удовлетворялись сами собой. В этом пространстве ему придется, опираясь на мамину помощь, учиться самому передвигаться, осваивать предметную среду, да и, в конце концов, доверять окружающему миру. Эту адаптацию обеспечивает, прежде всего, хороший контакт с мамой, ведь даже запах ее тела, стук сердца и голос создают ощущение безопасности, обеспечивая преемственность с опытом, полученным до рождения. Благодаря маминым заботам младенцу гарантированы еда, тепло и развитие. К концу года малыш уже многое умеет сам: передвигается (если еще не ходит, то хорошо ползает на четвереньках), достает заинтересовавшие его предметы (развитие активности руки завершается пинцетным захватом), может достаточно ясно донести до взрослого свои желания (если не словами, то жестами и голосом). К полутора годам появляются навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно ест, одевает и застегивает несложно устроенную одежду, может убрать за собой игрушки, подмести небольшой участок пола, протереть детский столик, помочь маме выложить продукты из сумки. Важно, чтобы к этому времени у малыша появились домашние обязанности в соответствии с его возможностями. К концу года ребенок проявляет интерес к детям. Вначале малыши ощупывают друг друга, затем учатся обмениваться игрушками. Важно, чтобы малыш получил на втором году опыт общения со сверстниками, однако о качестве такого общения психологи говорят: «играют рядом, но не вместе». И только к трем годам, когда возникает ролевая игра (в «дочки-матери», «водителей и пассажиров», «покупателей и продавцов»), общение уже не сводится к обмену игрушками, а приобретает самостоятельную ценность и малыши учатся смотреть на себя стороны. Потребность в общении со сверстниками обычно проявляется на третьем году жизни. Дети просят вывести их во двор к друзьям, им не нравится сидеть дома, общество взрослых становится тесным, ограничивающим. Это важный этап развития. Игра со сверстниками становится ведущим фактором формирования ребенка. В ней он учится строить отношения с людьми: подчиняться и лидировать, проявлять инициативу и уступать, договариваться и отстаивать свои интересы, в игре формируется внутренний план действия, необходимый для любой умственной деятельности. Серьезный сдвиг происходит в развитии речи: нередко в семье мама понимает малыша по жесту, по обрывкам слов и, ориентируясь на них, действует в его интересах. Попадая в среду незнакомых людей, малыш вынужден облекать свои желания в слова, понятные другим. К трем годам создаются биологические предпосылки для развития произвольной регуляции действий, следовательно, малышу становится легче действовать по инструкции, вслушиваться в слова взрослого и реагировать на них. Три года – возраст, когда у малыша созревает потребность во взаимодействии с коллективом сверстников и имеются биологические и психологические предпосылки для адаптации к детскому дошкольному учреждению. На втором и третьем году жизни ребенку будет также полезно приходить в дошкольное учреждение, однако оптимальной формой будет посещение групп развития или групп кратковременного пребывания.

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Влияние музыки на психику ребенка.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

В связи с этим, важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.  Возбуждающая, громка музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она  усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка. 

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом – причиняют человеку вред. Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания. 

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие детского творчества

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. 

Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над обшей композицией рисунка, лепки, аппликации.

Занятия направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке, лепке, аппликации; оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.